Спортивные бальные танцы. Их развитие и популяризация
Введение
Бальные танцы. Не зря этот вид спорта считается самым элегантным на сегодняшний день. Бесспорно, каждый из нас хоть раз сталкивался с этим понятием, но все же, что на самом деле представляют собой спортивные бальные танцы, знают немногие, а с историей их возникновения не знакомы даже некоторые танцоры-профессионалы.
Именно поэтому мы решили рассказать вам о великолепном и многогранном мире спортивных бальных танцев. Ведь это замечательно, когда с самого младшего возраста человек учится постигать мир прекрасного, когда с ранних лет он способен сотворить такое чудо как танец. Такой человек становится красивым физически и духовно.
Вообще, танец – уникальное по своей сути явление. Это искусство самовыражения, которое пришло к нам из далекой древности, когда движения и жесты являлись, чуть ли не единственным способом донести до окружающих свои мысли, чувства, желания. Через танец человек издавна познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним.
А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Так же стоит отметить то, что любые танцы учат владеть своим телом и помогают скорректировать фигуру.
О положительных свойствах танцев можно говорить бесконечно, в пользу этого вида спорта, несомненно, найдутся тысячи аргументов.
Но среди прочих видов спорта танцы выделяются благодаря своей многогранности. Даже сам по себе танец является суммой множества компонентов: музыкальность, чувство ритма, энергичность, актерская игра, творческий подход.…И все это лишь малая часть того, что человек совершенствует в себе, занимаясь танцами.
Что такое спортивные бальные танцы?
Бальный танец - танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем.
Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории по-своему влияла на общий вид бальных танцев.
Бальные танцы, в том виде, как мы знаем их сегодня, зародились в Англии в конце XVIII - начале XIX столетия. В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой балов. В конце XIX - начале XX века они стали популярны и среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы.
В начале 20-х годов прошлого столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Так и возникли конкурсные или спортивные бальные танцы.
Из всех парных танцев для соревнований были отобраны наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.
Сегодня конкурсные бальные танцы пользуются популярностью во всем мире. Конкурсы имеют в своем составе две основные программы: европейскую и латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных танцев.
Чтобы лучше понять, чем отличаются танцы европейской программы от латиноамериканских танцев, необходимо понимать разницу между классическим балетом и любыми народными танцами. Классические танцоры стремятся к легкости и взлету, а исполнители народных танцев остаются как бы прикованными к земле. В этом и заключается основное отличие европейского стиля танца от латиноамериканского.
Пять "классических" европейских танцев: Венский Вальс, Медленный Вальс, Медленный Фокстрот, Квикстеп и Танго. В европейских танцах мелодия преобладает над ритмом. Кажется, что танец начинается со вздоха, движения кисти, поворота головы. Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку.
В латиноамериканскую конкурсную программу входят пять танцев: Самба, Румба, Пасодобль, Ча-ча-ча и Джайв. Ритм - вот что главное в этих танцах. Только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие (в соответствии с теми же требованиями). Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов — показать работу мышц спортсменов.
Занятия спортивными бальными танцами, не зависимо от выбранной программы:
- развивают силу и гибкость
- улучшают телосложение, делают человека стройным и подтянутым
- создают ощущение физического и психического расслабления
- улучшают координацию движений
- развивают чувство ритма
- способствуют развитию грациозности, элегантности, свободы движений
- повышают физическую работоспособность
- позволяют более успешно совершенствоваться в других видах спорта
- обогащают знания о спорте и спортивном отдыхе.
Как воспитать в себе танцора?
Наблюдая за танцорами, чьи движения в танце кажутся идеально отработанными, мало кто задумывается о том, что спортсмены проходят длительную и крайне сложную многостороннюю подготовку, прежде чем отточить все свои движения до первоклассного уровня.
Принято считать, что для того, чтобы стать первым, в танцевальном спорте достаточно таких факторов как талант и хорошая партнерша (партнер).
Увы, даже те, у кого все это присутствует, порой наталкиваются на такие препятствия, из-за которых они так никогда и не добиваются успеха.
Важно работать над многими аспектами, такими как:
- техника
- ритм, скорость, сила, растяжка
- взаимодействие в паре - станцованность
- чувство танца, артистизм
Самое необходимое и самое сложное для того, чтобы продвигаться на танцевальный Олимп, – это ни при каких обстоятельствах не переставать чувствовать себя танцором во всех смыслах этого слова: и спортсменом, и актером, и представителем определенной социальной группы, ведущей свой особый образ жизни и обладающей своим особым имиджем.
Вывод: Воспитать в себе танцора можно лишь при постоянном стремлении к самосовершенствованию, при полной самоотдаче, наличии желания и умении одновременно уделять внимание сразу нескольким аспектам крайне сложной подготовки.
Каков результат упорных тренировок?
Разумеется, наиболее важным делом для занимающихся спортивными бальными танцами является физическая подготовка, как общая, необходимая даже для новичков, так и специальная, практикуемая среди профессионалов.
Техническая подготовка.
Мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму (обычную, каждодневную), когда мышцы нагружаются максимально. На этом основан тренинг во всех видах спорта. Кроме того, мышцы не любят бессмысленных повторений одной и той же информации с одной и той же нагрузкой. Если при каждом повторении не увеличивать нагрузку, мышцы это движение не запоминают. Вы можете запомнить это зрительно, но для мышц оно остается чужим, неудобным, не ляжет в основу танца. В этом заключается значимость технической подготовки танцоров.
В танцевальном спорте важны показатели высокой техники:
- умение успешно, эффективно тренироваться
- стабильные рабочие отношения в паре
- умение психологически выдерживать конкуренцию
- способность рационально использовать силы, время, мысли, взаимоотношения и прочее в карьере
- гармония между профессиональной и личной жизнью
- умение делать выбор и принимать решение в сложных ситуациях
- умение серьезно работать над каждым элементом
- умение слушать преподавателя
- умение вызывать и сохранять особую психологическую атмосферу танца, чувствовать себя в нем
- умение выигрывать и проигрывать
- умение уважать своих конкурентов и других танцоров, не достигших еще такого уровня, который есть у вас.
Психолого-педагогическая подготовка.
Не все в спортивном танце определяет тренировка как физическое усилие. Секреты успеха действительно выдающихся деятелей культуры тела заключаются не только в том, сколько прилагается усилий для достижения желаемого результата. Работа над этими аспектами предусматривает и психологическую подготовку. Ее задачи:
- развитие особых морально-волевых, интеллектуальных качеств
- эстетическое воспитание
- психологическая подготовка в процессе тренировки
- психологическая подготовка к соревнованиям.
Музыкальная подготовка.
В бальных танцах может быть использована самая разнообразная музыка. Например, классическая, используемая в стандартных танцах, имеет основные требования – ритмичность и эмоциональность. Проблема ритмичности исполнения танца состоит в том, что сначала ухо танцора слышит удар ритма и только после этого тело начинает двигаться. Поэтому, какова бы ни была скорость реакции танцора, он все равно будет опаздывать, хоть и на мельчайшую долю временного интервала. Тренировка восприятия и исполнения ритма заключается в том, чтобы научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара и совершать движения таким образом, чтобы самый устойчивый момент (баланс, пауза, вставание на ногу), пришелся точно на удар. Без соответствующей музыкальной подготовки практически невозможно танцевать. Ведь чувство ритма, умение слышать музыку – одно из важнейших для танцора качеств.
Вывод: Какими бы сложными не казались особенности тренировок, цель оправдывает средства. Ведь практически ни один человек не может остаться равнодушным, видя блистательный, слаженный и неимоверно грациозный танец. Именно поэтому, как мы уже говорили ранее, в последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. И наша страна не является исключением: так как тысячи ребят, подростков и взрослых людей хотят заниматься бальными танцами.
Комментарии