Кирил Пархоменко

Спортивный портал sport.hintfox.com не является частью мирового бренда SportRadar, который доступен по ссылке https://www.sportradar.com/

Сравненительный анализ дзюдо и самбо по основным аспектам

Автор: Деревянко Леонид

2013-01-08

В России дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен – выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Тем не менее, современное дзюдо и современное самбо – внутренне очень различающиеся системы. Проведем сравнительный анализ дзюдо и самбо по основным аспектам: традиции, атрибутика, техника введения поединка.

Атрибутика

Будучи блестящим военным переводчиком, признанный основатель дзюдо Ощепков В.С. имел возможность часто выезжать за границу, где не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Обрабатывая и анализируя полученную информацию, он дополнил арсенал дзюдо приемами из национальных школ рукопашного боя, и постепенно выработал стройную систему приемов, которая впоследствии получила названия "самбо". Появились новшества в правилах ведения поединка, были введены весовые категории, меняется форма бойцов. Татами был заменен мягким борцовским ковром. Место свободных, как балахоны, японских кимоно заняли приталенные, более узкие куртки; дзюдоистские штаны были заменены спортивными трусами; спортсмены стали бороться не босиком, как японцы, а в "борцовках" – специальных борцовских легких ботинках. Наличие мягкого ковра не только смягчало падения борцов, уменьшая травмы, но и способствовало успешному развитию техники борьбы лежа. Сами японцы впоследствии отмечали, что этот раздел техники самбо более совершенен, чем в дзюдо. Соревновательные поединки (схватки) дзюдоисты и проводят на татами. В современном понимании татами - это квадрат, составленный из прямоугольных (или квадратных) матов, изготовленных из полимерных материалов. А самбисты схватки проводят на борцовском ковре. Японское название костюма дзюдоистов – дзюдога. Эта куртка (кимано), штаны (дзубон) и пояс (оби). Экипировка борцов самбистов. Состоит из специальной куртки красного или синего цвета, спортивных трусов и борцовской обуви Кимоно в отличие от самбистской куртки имеет не вшивные рукава, а рукав-реглан, и, кроме того, в кимоно отсутствуют прорези для пояса. Пояс в дзюдо повязывается поверх кимоно. Этот факт и то, что материал, из которого должны изготавливаться кимоно - хлопок или ему подобный, достаточно эластичен, техника проведения бросков в дзюдо отличается от техники борьбы самбо. Разница заключается в следующем. Если взять захват на куртке самбиста и постараться подтянуть его к себе, то одновременно с плотно облегающей курткой, сделанной из жесткого, почти не тянущегося материала, можно притянуть и владельца куртки. Иная картина складывается, если выполнять ту же двигательную задачу, имея дело с человеком, одетым в кимоно. Просторное кимоно приводит к тому, что сначала вытягивается кимоно (изготовленное из тянущегося материала) и только затем, когда заканчивается этот «свободный ход», начинается подтягивание его владельца. Это предъявляет особые требования к технике захватов дзюдо.

В массовом сознании существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету - знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства. До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс. Вначале идут шесть ученических степеней: 6 кю - белый пояс, 5 кю - желтый, 4 кю - оранжевый, 3 кю - зеленый, 2 кю - голубой, 1 кю - коричневый. Далее следуют 10 мастерских степеней - данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан - пояса красно-белые, 9-10 дан – пояса красного цвета.

Традиции

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец опытный и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Основатель борьбы, Дзигоро кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не только защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

В самбо выделяют следующие традиции:

  • Национальная (учитывающая весь арсенал приемов народной борьбы);
  • Конституционная (исходящая из особенностей строения тела борцов и его противника);
  • Боевая (приемы, используемые в экстремальной ситуации и исходя из того, как противник нападает);
  • Педагогическая (дающая возможность распределять учебный материал по периодом обучения)

И самбо должно быть носителем национальной идеи и культуры России. Еще в 1993 году Московской федерацией самбо было сформулировано понятие "национально-приоритетный вид спорта". Но в ответ было глухое молчание. Через несколько лет опять поднимался этот вопрос, разговаривал со многими людьми, все поддерживают эту идею. Но опять молчание.

Самбо - это богатство, один из активов России. В 1963 году в брошюре «Познакомьтесь – дзюдо» А. Кулешов однозначно высказался: «Борьба же самбо в постоянном развитии.

Если дзюдо – по существу национальный японский вид спорта, то борьба самбо интернациональный. Борьба самбо безгранична в своем совершенствовании, в своем обогащении. Дзюдо навсегда замерла в своих вековых формах и традициях. Дзюдо начинается с поклонов. Поклонами дзюдо и заканчивается. Существует «Правило трех поклонов». Первый поклон дзюдоист должен сделать перед тем, как выйти на татами (ступить на зону безопасности), затем (после приглашения арбитра) второй поклон делается, прежде чем пересечь зону рабочей площади татами, и, наконец, третий поклон нужно сделать, пересекая цветную полосу в центре татами. До начала схватки, прежде чем подать команду «Хаджимэ!» («Начинайте!»), арбитр должен убедиться, что дзюдоисты располагаются на определенных им правилами местах в центре татами. Правильное положение, когда цветная полоса находится за дзюдоистом. После окончания схватки и объявления ее результата ритуал проводится в обратном порядке. Поклон, шаг назад. Выход с красной зоны - второй поклон. Выход с татами - третий поклон Уважение к сопернику, к судьям - непреложное требование любого единоборства. В дзюдо этому уделяется повышенное внимание. Это дань национальным корням этого единоборства. Если в дзюдо приветствуют друг друга поклонами, то в спортивной борьбе самбо приветствие осуществляется рукопожатием. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями. Делают шаг назад и по свистку арбитра начинают схватку.

Техника дзюдо и самбо

В современном дзюдо от классического осталось, по большому счету, только атрибутика, а методика тренировок и способ ведения поединка строятся на принципах, позаимствованных из самбо. В классическом дзюдо отсутствует само понятие борьбы, в том смысле, которое в него вкладывают в настоящее время. Классическое дзюдо построено на понятии прием.

Поединок в классическом дзюдо представляет собой попытки двух борцов проводить друг другу приемы. Прием возведен в культ, смыслом борьбы становится проведение приема и не просто проведение, а так как учили, в канонической форме. Никакого творчества, никакой индивидуальной техники, если у спортсмена не получается прием в том виде, как его обучают, приспосабливать его под себя не следует, нужно идти и еще больше тренироваться. Приемы - это святое, это трогать нельзя. Поединок в классическом дзюдо выглядит следующим образом: во время борьбы в стойке дзюдоист, с помощью различных подготовительных действий стремится создать условия для проведения броска. Когда он считает, что такие условия созданы, то пытается его выполнить, если в этот момент противник оказывает сильное сопротивление, и прием произвести не удается, дзюдоист останавливает атаку и старается, как можно быстрее вернуться в исходное положение. Далее процесс повторяется с начала.

Техника спортивной борьбы самбо обусловлена тем, что приемы, собраны из национальных видов борьбы, оказали взаимное воздействие друг на друга, благодаря чему улучшались и расширялись возможности их применения. Так на основе обмена опытом между различными национальными видами борьбы началось совершенствование приемов спортивной борьбы. Из русской борьбы было взято большинство самых лучших бросков, все удержания, страховки партнера, подготовки к броскам, а также основная форма одежды для борьбы. Из грузинской борьбы были взяты прекрасные зацепы и броски через бедро с захватом одежды на груди противника; из азербайджанской и бурят – монгольской – разнообразные захваты ног; татарская, туркменская и узбекская борьба дали оригинальные броски, так называемые «подсады»; таджикская борьба – «ударный захват»(захват, за которым тут же следует бросок); среднеазиатские и алтайские виды борьбы дали болевые приемы . Подхват – бросок, взятый из грузинской борьбы, вскоре начал применяться самбистами как ответный прием против захвата ног. Туркменский «зацеп снаружи» – быстро вошел в обиход как наиболее распространенная защита против «мельницы».

В самбо поединок строится совершенно по-другому. В самбо прием никогда не был самоцелью. В схватке самбист стремится получить преимущество над соперником любыми способами, бросок, только один из них. Если в момент проведения броска самбист сталкивается с сопротивлением, не позволяющим его выполнить, то он не останавливается, как классический дзюдоист, а тут же, без паузы, из вновь создавшегося положения, пытается выполнить любой другой, подходящий для данной ситуации, бросок т. е. идет мгновенный переход с приема на прием, непрерывная атака, непрерывная борьба.

Принцип перехода с приема на прием является ведущим в самбо, этот принцип был позаимствован в современное дзюдо. Бороться и не просто тупо делать приемы дзюдоистов научили самбисты. Дзюдоисты из самбо позаимствовали не только методику тренировок и способ ведения поединка, идет полным ходом заимствование техники. В дзюдо из самбо перекочевали броски с захватом ног руками, захваты на спине, за пояс. Броски-"мельницы", через голову подсадом голенью под бедро, обратные "мельницы", задние подножки на пятке и т. д. Дальнейшее развитие и совершенствование приемов было достигнуто с помощью науки. В первую очередь развитию и совершенствованию техники спортивной борьбы самбо помогли анатомия, физиология и биомеханика. Накопленный огромный практический материал сделал возможным создать классификацию приемов. Это сделало спортивную борьбу самой богатой борьбой в мире по количеству приемов.

Похожие статьи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)